В ответ на критику В. Путина, А. Лукашенко заявил, что Белоруссия никогда не станет "90-й губернией", что российская сторона против интеграции, а на предложения В. Путина он ответит 25 июня.

Заодно спикер верхней палаты Войтович совершил разворот и отменил поездку в Петербург на экономический форум СНГ - чай не хуже Примакова и Миронова. Что бы понять все это, надо разобраться в двух вещах: что значат слова Президента и что происходит в Белоруссии.

Фактически Президент впервые открыто сказал о претензиях Российской стороны. При том, что мы всегда будем защищать позиции Белоруссии во внешнем мире, мы не можем игнорировать, что весь интеграционный пафос А. Лукашенко - это торможение интеграции. Дело в том, что подписанные в конце 90-хх документы говорят лишь одно: мы объединяемся. Таков и Договор о создании Союзного государства. Белорусская власть трактует это так: права равные, но Россия будет ответственной за социальные обязательства как центр по отношению к союзной республике СССР, поэтому и торопит с Конституционным актом. Надо признать, что договора действительно двусмысленны - это была плата слабой России за удержание ситуации.

Но сегодня, когда Россия действительно готова к экономической ответственности за Белоруссию, как только мы начинаем задавать вопросы - как и на каких условиях мы объединяемся, в сотый раз происходит шантаж тем, что население Белоруссии обидится: "Мы никому не навязываемся, белорусы не понимают, почему их упрекают в иждивении". А после визита Буша в Москву, А. Лукашенко с Л. Кучмой выбрали совсем экзотический метод: встретившись заявили, что они раздумывают над вступлением в НАТО. НАТО удивилось. Москва вежливо промолчала.

В Санкт-Петербурге, насколько мне известно, на переговорах, в ответ на слова В. Путина о поправках к Договору и реальных действиях сближения, А. Лукашенко в очередной раз поставил вопрос о Конституционном акте: и стулья, и деньги, и все утром. А дальше вместо выбора из предложенных В. Путиным "или-или" последовала известная реакция с очередной отсылкой к белорусскому народу. Но вопрос - что думает население Белоруссии? Вот тут интересно посмотреть, что происходит в Белоруссии.

Сегодня ситуация там почти полностью копирует послевыборную Россию в 1997 г. Так же, как и у нас, до выборов Президента (в Белоруссии они состоялись в сентябре) был запущен инфляционный печатный станок. А. Лукашенко нужно было срочно выполнять обещания о повышении зарплат бюджетникам. После победы, конечно, насупил кризис бюджетных неплатежей, а за ним - падение рейтинга Лукашенко. Он за полгода с ноября по апрель он упал с 50% до 25%. Растут ожидания населения новых молодых лидеров (вспомните, команду молодых реформаторов у нас), а в экспертных кругах становится популярной идея внутренних заимствований (вспомните ГКО). Ценой больших усилий Президент Белоруссии мобилизовал госаппарат, стал решать проблему долгов, падение рейтинга прекратилось - он закрепился на уровне 30%.

Интересно, что данные эти в Белоруссии не публиковались - соцслужбы опасались. Когда стали публиковать, оказалось не напрасно. 31 мая выходит постановление Совета Министров РБ "О комиссии по опросам общественного мнения при Национальной Академии наук Белоруссии". Если коротко, то это уникальное в мировой практике постановление гласит, что теперь все службы должны подавать заявки на проведение любого общественно-политического исследования, сдавать в комиссию данные о заказчике и финансировании, методах. Потом, если разрешат проводить - то само исследование, т.е. данные частных фирм могут быть национализированы.

Справедливости ради, следует отметить, что А. Лукашенко вообще последнее время не прибегал к таким методам. Он даже отменил некоторые свои декреты, имеющие силу закона, сделал несколько шагов по либерализации экономики. Кроме того, действительно ряд центров в Белоруссии являются "профессиональными правозащитниками" - чем хуже о Лукашенко, тем больше денег. Но так реагировать власть не имеет права.

На мой взгляд, слова В. Путина могут реально подвигнуть интеграцию с Белоруссией. Если, по словам Президента, мы готовы платить 450 млн. выгоды Украине в случае образования Зоны свободной торговли, то в отношении Белоруссии наша ответственность не меньше. Что касается формы, то определение "союзная республика" вполне отражает реальность. Тогда мы можем быть ответственны за погашение заимствований, за шаги в поддержку А. Лукашенко в либерализации экономики, замену силовых методов принуждения рыночными.

Россияне - за. Что думает белорусский народ и как он сам отнесся к словам В. Путина, сегодня мало кому известно - на то и постановление белорусского Совмина. Но если А. Лукашенко может поставить на референдум свою идею Конституционного акта, то В. Путина может поставить свою. Как справедливо заметил сам Александр Григорьевич, "в демократической стране Президент вправе как гражданин высказать свое личное мнение". Вот это, собственно, можно и адресовать ему, объединяемся то мы со всеми белорусами.