Поручение Президента МИД координировать работу - это не столько напоминание, что он и так уполномочен это делать, сколько замечание о неподготовленности.

В воскресенье Президент будет в Одессе, где ему предстоят встречи с Леонидом Кучмой и Владимиром Ворониным. У каждой из встреч своя важность. Украинской стороне за две недели до выборов в Верховную раду пристально поглядят в глаза и попросят не шалить на выборах. Американцы, которых интересует успех блока Виктора Ющенко, не только уже поглядели, но и решили еще поддержать тему "кассетного скандала" с угрозой импичмента. Президента Молдавии ситуация требует поддержать. Он проводит устраивающую Россию политику, его атакуют прорумынские студенты в Кишиневе. С другой стороны - Приднестровье. При этом социологические опросы показывают абсолютное незнание россиянами самого Воронина и настороженное отношение к Молдавии. Удачей будет объединение интересов трех стран в теме свободной экономической зоны.

В чем здесь проблема? В том, что, за исключением лихорадочно работающего аппарата Президента, я совершенно не уверен в подготовленности почвы визита планируемым комплексом мероприятий. Есть готовность МИД? Были предварительные рабочие поездки?

На этой неделе разразился скандал с отказом спикера Совета федерации Сергея Миронова встречаться с палестинским лидером Ясиром Арафатом. Затем появилось поручение Президента МИД ("Известия" писали о нем вчера). Можно удивляться, но я выступлю в защиту Миронова, и вот почему. Спикер территориальной палаты парламента не обязан разбираться в тонкостях внешней политики. Его попросили - он поехал. Статус третьего лица все равно должен и будет использоваться в дипломатии. Но не может быть использован случайно в сложной игре, а уж на Востоке тем более.

Почему попросили его? Это вопрос к МИД. Могу точно сказать, что возражения были, но внешнеполитическое ведомство, как и другие, склонно заниматься внутренней и аппаратной политикой. Если целью МИД было какое-то содержательное действие, то где оно? Если МИД склонен занять принципиальную позицию в отношении Арафата, то тогда подготовка формулы "Палестина без Арафата, Израиль без танков в Палестине" требует наполнения.

Посылать же на встречу с Арафатом человека, близкого к Президенту и недипломата, для Ближнего Востока означает следующее: "Формально мы против вас, но Президенту вы импонируете". Сказать, что Путину импонирует Арафат - все равно что заявить: Казанцеву приятны переговоры с Масхадовым.

Стоит обратить внимание и на случай с Грузией. Всем, кто отслеживает проблему, известно: американцы там не в 2002 году появились. Но дипломатия наша параллельной зоны влияния так и не создала. Путин огласил позицию, но для всех это явилось позицией Президента, а нелогичным финалом работы России с Грузией.

В четверг огласили исчезновение такой страны, как Югославия. Видимо, до тех пор, пока Путин не скажет позицию России, ее снова не будет.

Значит, поручение Президента МИД координировать работу - это не столько напоминание, что он и так уполномочен это делать, сколько замечание о неподготовленности. В дипломатии действия готовятся.

Поручение Президента видится как начало работы. Решение абсолютно в стилистике Владимира Путина: не пытаться при дефиците кадров наказывать кого-то, а использовать проблему как повод восстановить систему работы с координирующим органом. Ресурс "координируемых" Госдумы и Совета федерации не мал. Во-первых, по причине достаточно сильных фигур глав профильных комитетов. Во-вторых, России, очевидно, будет крайне важна координация и в ближнем круге интересов - здесь подключается уже половина других комитетов и комиссий парламента: по делам СНГ, по обороне, по безопасности и т.д.

Важный инструмент координации - информация и анализ. В последнее десятилетие механизм информационно-аналитического обеспечения исказился и не восстановился до сих пор. МИД был ослаблен, а инициативу взяли подразделения силовых ведомств. Другим источником анализа была наука, но там исчезла культура как научного, так и ДСП-анализа.

Чтобы в ситуации со скорыми, например, выборами во Франции дело опять не свелось к поездке вежливости или корректирующему визиту Президента, пора готовиться содержательно.